Дочь массачусетского адвоката, она с детства мечтала стать актрисой. Двадцатилетней девушкой пришла Дэвис в американский кинематограф. К этому времени она уже успела выступить на театральной сцене. Талантливой бродвейской актрисой сразу же заинтересовался Голливуд, но первая кинопроба прошла неудачно: сочли, что ее внешность недостаточно хороша для кино. Однако это не обескуражило дебютантку. В этой молоденькой девушке уже тогда чувствовались воля, упорство, умение твердо идти к намеченной цели.
Первым шагом к славе стало для неё покорение Бродвея. Кинодебют Дэвис состоялся в 1931 году. В следующем году она исполнила свою первую крупную роль — в картине «Человек, который играл бога». На протяжении следующих двух лет в её репертуаре преобладали традиционные для Голливуда тех лет роли роковых соблазнительниц.
Наиболее интересной из картин Дэвис первого периода была "Хижина в хлопчатнике" (1932), которая шла в СССР в 30-е годы под названием "Предательство Марвина Блейка". И хотя здесь она играла легкомысленную и избалованную дочку богатого плантатора - вульгарную девицу со стандартным набором средств соблазнения, то тут, то там проскальзывали какие-то нотки искренности, человечности, чего-то своего.
Прорыв Дэвис на новый уровень актёрского мастерства случился в 1934 году, когда она исполнила главную роль в киноверсии романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Более психологически сложной роли ещё не выпадало ни одной голливудской кинозвезде. Дэвис показала тут не просто англичанку, а представительницу колоритного слоя лондонцев - кокни - с их едким юмором и своеобразным диалектом. Нарушив голливудские каноны, актриса не побоялась показаться на экране некрасивой, плохо одетой, умирающей от туберкулеза в грязной комнатушке. Хотя с высоты сегодняшнего дня работа Дейвис в этом фильме кажется одним из её крупнейших свершений, соперничество между студиями привело к тому, что она даже не была выдвинута за неё на «Оскар».
Получив наконец самую престижную награду американскую киноиндустрии за роль алкоголички в фильме «Опасная» (1935), Дэвис вступила в полосу судебных баталий со своей студией, Warner Bros. Она требовала большей самостоятельности при выборе киноролей и, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, на некоторое время покинула Голливуд и уехала в Лондон.
Хотя победительницей в споре оказалась студия, Дэвис была предоставлена свобода исполнять её коронные партии. По определению БСЭ, это были роли «сильных, властных женщин, стремящихся любой ценой, пренебрегая мнением общества, законами морали, добиться своей цели». Такова южная красавица в «Иезавели» (1939), во многом спорной картине, за которую Дейвис выиграла свой второй «Оскар». Эта роль была в известной степени утешением за то, что из-за межстудийных договоренностей знаменитой актрисе было не суждено сыграть в «Унесённых ветром».
Дэвис убедительно показала трансформацию характера героини от непомерной гордыни до полной покорности любящей женщины. Здесь особенно ясно видны и особенности актерского дарования Дэвис, предпочитающей слову движение, жест, выразительность фигуры. В главных эпизодах - приеме у героини, в банке, на балу - почти нет текста. Но, к примеру, в сцене ожидания Джулией приезда своего возлюбленного нетерпение, владеющее девушкой, выражается в том, как без всякой нужды она переносит с места на место вазы с цветами, перебирает лежащие на блюде фрукты. Еще в драматической школе преподавательница танцев говорила, что Дэвис владеет редким даром выражать эмоции пластически, всем телом, как танцовщица. В "Иезавели" эта особенность проявилась в полной мере. Умение держаться, двигаться, носить одежду сделали некрасивую в общем-то актрису настоящей красавицей.
В сороковые годы Дэвис оставалась одной из самых известных и уважаемых киноактрис мира. В 1939 г. она сыграла вместе с Эрролом Флинном и Оливией де Хэвиленд в своем первом цветном фильме — «Частной жизни Елизаветы и Эссекса». Ещё более успешной в прокате была её следующая картина, «Все это и небо в придачу» (1940).
С именем режиссера Уильяма Уайлера связан и второй крупнейший успех Дэвис - исполнение роли Реджины Гидденс в фильме "Лисички" (1941) - экранизации известной пьесы Лилиан Хеллман. Участие в нем позволило актрисе закончить портрет того типа женщины, штрихи к которому она набрасывала в большинстве своих предыдущих удачных работ. Жестокосердие и цинизм - вот главные движущие силы этого неукротимого характера. А цель одна - богатство и власть, ради которых она готова даже на убийство мужа.
На студии Warner Bros. она пользовалась таким авторитетом, что её шутливо называли «четвёртым братом Уорнером». Кроме того, в январе 1941 г. она была избрана президентом Американской академии киноискусства.
По мере того как актриса приближалась к сороколетнему возрасту, ей становилось все сложнее выдерживать конкуренцию молодых старлеток. Критики начали жаловаться на то, что Дэвис оказалась в плену наработанных годами жеманных поз и жестов. В 1943 г. её второй муж умер при загадочных обстоятельствах. Два года спустя Дейвис вышла замуж за художника Уильяма Шерри, и вскоре у них родилась дочь.
В 1950 г. актриса сыграла в одном из самых ярких фильмов классического Голливуда — «Все о Еве». Многие из произнесенных ею строчек разошлись на цитаты, а сама картина была номинирована на 14 «Оскаров» и принесла Дэвис приз Каннского кинофестиваля. На волне успеха Дэвис разошлась с Шерри и вышла замуж за своего партнера по фильму, Гари Меррила, однако и этот союз нельзя было назвать счастливым.
Практически все последующие фильмы Дейвис не имели успеха. В 1961 г. она была вынуждена дать газетное объявление о поиске работы и охотно согласилась поработать с Джоан Кроуфорд в фильме ужасов «Что случилось с Бэби Джейн?», в котором они играли двух стареющих кинозвезд.
Выдвижение Дэвис на «Оскар» за роль в этом фильме привело к размолвке с Кроуфорд. Не складывались у неё отношения и со звездами молодого поколения: их она обвиняла в отсутствии должной выучки и профессионализма. В 1962 г. Дэвис выпустила книгу мемуаров. Как и многие её интервью, книга отличалась редкой откровенностью.
В "Приятном событии" (1956, в нашем прокате - "Свадебный завтрак") зрители увидели на экране совсем новую Дэвис - старую женщину с грузной фигурой, тяжелой походкой и мешками под глазами. Здесь она впервые сыграла главу рабочей семьи и сделала это весьма убедительно.
После успеха фильма "Что случилось с Бэби Джейн?", где Дэвис показала злобную и жестокую старую женщину, эти роли стали постоянным ее амплуа. Такова она и в "Мертвом двойнике" (1964), и в "Куда ушла любовь?" (1964), и в "Нянюшке" (1965) и др.
В 1960-е гг. актриса попыталась вернуться на Бродвей, но без особого успеха. Ей постоянно нездоровилось, однако она продолжала сниматься в телефильмах, например, в экранизации романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978). В 1979 г. ей была присуждена телепремия «Эмми», а за год до этого она стала первой женщиной, получившей почетную награду Американского института кино.
В 1983 г. с ней случился инсульт, но частично парализованная актриса продолжала сниматься. Последняя значительная работа актрисы - в "Августовских китах" (1987), где она предстала слепой старухой с плохим характером.
Умерла она в возрасте 81 года, возвращаясь с фестиваля в Сан-Себастьяне, где ей была вручена почетная награда.
Биографы Дэвис отстаивают точку зрения, что это она нарекла награду Американской киноакадемии «Оскаром», заметив её сходство со своим первым мужем, которого действительно звали Оскар.
Актриса номинировалась на «Оскар» десять раз и выиграла премию два раза. После её смерти обе статуэтки были выкуплены Стивеном Спилбергом, который возвратил их Американской киноакадемии.
В 1982 г. хит-парады США возглавила песня кантри-исполнительницы Ким Карнс «Bette Davis Eyes». Название этой композиции отсылает к легендарным «рыбьим» глазам Бетт Дэвис. В 1940-е гг. кинематографисты всячески стремились подчеркнуть необычность её глаз и взгляда при помощи освещения и макияжа.
|