Фанни Ардан

(22.03.1949)

Фанни Ардан — во всем диаметрально противоположна пустоголовым голливудским блондинкам: в жизни и на экране актриса — интеллектуалка. Не стремится сделать себе состояние и никогда не «торгует лицом».
Фамилия Ардан созвучна французскому слову «ardent» — «горячий», «пылкий», «жгучий», что в случае с Фанни можно расценить как знак судьбы. Фанни Маргарит Джудит, таково полное имя актрисы, родилась 22 марта 1949 года в семье блестящего кавалерийского офицера.
Детство малышки прошло в Швеции, Испании и Англии, где работал ее отец, а затем он получил престижную должность управляющего дворцом князя Монако.
Жить, слепо подчиняясь чьей-либо воле, пуcть даже горячо любимых отца и матери — это было невозможно при ее вольнолюбивой натуре. Родители не сомневались: умница Фанни сделает карьеру в любой интеллектуальной области. А она после окончания лицея объявила, что хочет стать актрисой. «Ты погубишь свою жизнь!» — кричали растерявшиеся домашние и слезно умоляли образумиться и поступить в университет.
Жалея родителей, но, не желая отступать от мечты, Фанни нашла выход: «Я выбрала факультет политологии только потому, что занятия на нем велись всего три года, тогда как на всех остальных — четыре. Это был мой пропуск в свободную жизнь».
Жившая в родительском доме абсолютно беззаботно и не знавшая отказа ни в чем, она стала добиваться материальной независимости. Все годы учебы девушка подрабатывала, переменив массу профессий — от горничной до служащей в адвокатской конторе.
Диплом университета Экс-де-Прованс и перспектива блестящей дипломатической карьеры не поколебили ее намерений: студенткой она посещала актерские курсы Жана Перимона, и в 20 лет начала театральную карьеру.
«Работа в театре не принесла мне никакой популярности, — улыбается Ардан. — Зато я получила такую школу, что могу теперь сыг рать любого персонажа — трагичного, комедийного».
Первые годы Ардан вела жизнь кочевой актрисы, сознательно отказываясь от предложений сниматься в кино, решив, что с такой внешностью «великий иллюзион» не для нее.
1975 год был достаточно сложным для молодой женщины: ей пришлось выбирать между работой и семьей.
«У меня был такой момент, — признается звезда. — Но когда родился первый ребенок, врач, принимавший роды, сказал: «Не думайте, что вы принесете ребенку радость, если бросите ради этого карьеру. Наоборот, вы должны быть актрисой хотя бы для того, чтобы сделать вашу дочь счастливой». И Люмир Левер выросла без отца.
На Рождество 1979-го по французскому телевидению шла мелодрама «Соседки» Нины Компанеец. Случайно оказавшийся у экрана прижизненный классик кино Франсуа Трюффо был потрясен внешностью и игрой неизвестной актрисы. Один звонок, и он узнал имя. Затем последовало приглашение посетить его дома. В Фанни Ардан мэтра восхищало все — «ее большой рот, глубокий голос и необыкновенные интонации, большие черные глаза и треугольное лицо».
Они стали встречаться, часто ужинали вместе и размышляли о будущем фильме, главная роль в котором предназначалась бы Фанни.
31 января 1981 года, на вечеринке, посвященной вручению десяти «Сезаров» фильму «Последнее метро», Фанни Ардан присоединилась к Трюффо. Триумфатор сидел за одним столиком с Жераром Депардье. Увидев актеров вместе, режиссер окончательно решил сделать их любовниками в фильме.
Мэтр, вдохновленный необычной актрисой, писал диалоги для картины ежедневно, забывая о выходных. Небывалый творческий подъем объяснялся еще и личными обстоятельствами: между этими талантливыми людьми не мог не вспыхнуть роман.
Репутация Трюффо оставляла желать лучшего:блестящая Катрин Денев была его музой во время создания фильма «Последнее метро». Холодная блондинка не хотела официального брака, но мечтала иметь от мэтра наследника. В этом ей было отказано.

Фанни знала: у Франсуа прогрессирует опухоль мозга, но это трагическое обстоятельство не смогло заставить ее отказаться от желания родить ребенка. И дочь Жозефина появилась на свет в 1983 году.
Но так же, как и Катрин, она категорически не желала регистрировать отношения.
В октябре 1984 года на Монмартрском кладбище у свежей могилы Франсуа Трюффо рядом стояли осиротевшие великие актрисы второй половины XX века — Жанна Моро, Мадлен, Катрин Денев и Фанни Ардан.
Спустя почти двадцать лет киносудьба свела Ардан вместе с Денев в фильме другого Франсуа — Озона — «8 женщин».

Изумленные согласием Ардан сыграть такой эксцентричный персонаж, репортеры забрасывали актрису провокационными вопросами. В ответ она утверждала, что боготворила Денев, будучи «еще девочкой», и теперь целовала ее, как икону: «Мы с Катрин были очень робкими. Дублей снимали мало. И когда я лежала на Катрин, помню, говорила: «Вы знаете, я не такая уж худая…»
Сотрудничество с Депардье продолжилось на съемках телесериала «Бальзак», где она играла Эвелину Ганскую, а он — Оноре де Бальзака. Для Фанни это была радость: «Снова встретиться с партнером, которого знаешь, — возможность выиграть время. Это как прерванный разговор, который продолжается через годы. Ведь Жерар был моим первым партнером в кино».
Многочисленные (и очень убедительные!) кинодуэты Фанни Ардан и Жерара Депардье вот уже третье десяти провоцируют слухи о романе между актерами. Масла в огонь частенько «подливает она сама, периодически намекая в разных интервью на их «особые» отношения.

После выхода на экраны в 2003 году фильма «Натали», в котором Ардан и Депардье сыграли супружескую пару, слухи о подлинных чувствах актеров вспыхнули с новой силой.
«Я получила огромное удовольствие от того, что мы снова встретились на площадке с Жераром Депардье, — коварно интриговала Фанни журналистов. — Мы произносили слова устами наших героинь, и оба понимали, что для нас они больше, чем слова. Жерар потом признался мне, что ничего не играл, так же, как и я… По сюжету супруги воскресили свою любовь, а мы… мы тоже не стали расставаться».
Никакой специальной системы воспитания для своих трех дочерей Ардан не придумывала. Просто она всей жизнью показывает девонкам, что для нее главное — свобода. И чтобы сберечь ее, Фанни сознательно отказалась от того, что именует «цепи»: домов, загородных вилл, яхт и даже — собственной машины. Зато ей не приходится соглашаться на съемки только потому, что нужно чинить крышу или нечем заплатить прислуге.
«Я выбрала свободу отказываться от ролей, которые мне не нравятся! — говорит Ар-дан. — У меня достаточно денег, чтобы быть независимой, но что такое роскошь, я не знаю! У меня три дочери, и я всегда говорю им: ищите работу, в которой вам будет нравиться все! Любовь может пройти, дети вырастут и уедут. Что у вас останется, кроме работы? Поэтому она должна быть любимой! Я обожаю кино и театр, они много раз спасали мне жизнь…»

Во всем, что касается личной жизни, Фанни — женщина-загадка. Как ей это удается в эпоху интернета, сказать сложно. Завеса тайны Ардан слегка приоткрылась только в начале июня 2008 года, когда вездесущие репортеры проникли на венчание ее старшей дочери. 33-летняя Люмир Левер 7 июня вышла замуж за Оливье Валленсиена, главу общества реставраторов. Новоиспеченная теща явилась в сопровождении двух младших дочерей: 25-летней Жозефины Трюффо и 18-летней Баландин, папой которой пресса называет режиссера Фабио Конверси.
«Что касается семьи, то я всегда вела беспорядочную жизнь, — без малейшего раскаяния говорит Фанни. — Наверное, это и стало причиной появления моих детей на свет. Но при всем хаосе я все же любила их отцов…»
Ни одна из трех дочерей актрисы, к ее нескрываемой радости, не захотела продолжить династию.
Люмир занимается современным искусством и подготавливает выставки для галереи Энрико Наварры. «Она была рада, видя, что я выбрала путь современного искусства, потому что она мало знает об этом, — говорит дочь. — А она обожает тех, кто знает что-то, что неизвестно ей. Она мне сказала: «Будь неутомимой в работе, никогда не нужно расслабляться, хотя это и хуже для каникул. Сейчас или никогда, после 30 уже все».

Средняя дочь Жозефина с юности увлеклась криминалистикой, что, по мнению Фанни, «ужасно мужская специальность». Но упорная девушка занялась любимым делом. Младшая Баландин еще учится. Проблему общения с уже взрослыми дочерьми Фанни решает со свойственным ей стремлением к независимости: она вообще не посвящает их в подробности интимной жизни. «Я могу все слышать от них. Но я ничего не буду рассказывать о себе», — только так, по мнению Ардан, она может оставаться для своих дочерей авторитетом. Поэтому, когда плачет, закрывается в ванной. И выходит, лишь успокоившись.

В выборе ролей Ардан слепо подчиняется своей интуиции и признает: каждая из сыгранных героинь оказывает влияние на ее личность, но особо выделяет фильм Франко Дзеффирелли «Калласс навсегда», в котором сыграла потерявшую голос и любовь диву.
Она знает, что наделена даром предвидения, «особенно грядущих бед и катастроф». Признает трудности своего характера, но не считает себя фатальной женщиной.
Фанни всю жизнь сознательно морит себя голодом, чтобы сохранить великолепную фигуру, «я почти ничего не ем», — без всякого сожаления признает она и продолжает активно работать в кино.
С неизбежными приступами грусти самая умная актриса Франции борется лично созданным методом. Она идет в книжный магазин, рассматривает фотографии писателей на обложках: «Если кто-нибудь кажется мне симпатичным, покупаю его книгу…» Чтение — ее любимый досуг.
Она прекрасно знает английский язык, играет на рояле и охотно… свистит. В репертуаре актрисы неаполитанские мелодии, «Кармен» и песни Эдит Пиаф.
В мире унисекса Ардан сделала женственность своей визитной карточкой. Актриса из принципа не носит брюки и джинсы и одевается в костюмы и платья от Дольче и Габбана. В ее гардеробе — элегантный черный костюм с бахромой от Шанель, ибо «черный — цвет страсти и искусства».
И, может быть, главное достижение Ардан она не боится старости. Ведь, по мнению этой сильной женщины, «старости не существует. ведь ты сам не изменился — изменился лишь взгляд на тебя других людей».

Источник: http://fanny-ardant.forumei.com/t145-topic