Джин Элиза Тирни родилась в Бруклине, Нью-Йорк, 19 ноября 1920 года в семье Ховарда Шервуда Тирни и Беллы Лавинии Тэйлор. Она была вторым ребенком. Она имела старшего брата Ховарда Шервуда Буча и младшую сестру Патрицию. Ее отец был процветающим страховым брокером ирландского происхождения. Ее мать в свое время была учителем спорта. Малышку очень любили родители, баловал богатый дед. Семья была обеспеченной и, несмотря на бушевавшую в стране Великую депрессию, Джин училась в лучших колледжах Америки, два года провела в пансионе в Швейцарии, ездила на каникулы во Францию и Швецию.
Джин росла нежной и чувствительной девочкой. В каждом из колледжей она считалась одной из лучших учениц. Джин училась в школе «Святой Маргариты» (St. Margaret School) Вэтэрбери штата Коннектикута, затем в «Unquowa School» Бриджепоста. Она увлекалась поэзией и даже сама писала стихи, которые были опубликованы в школьном журнале. Кстати это увлечение она пронесла через всю свою жизнь. Затем ее отправили в Европу, где училась в течение 2-х лет и окончила школу в Лозанне, Швейцария, там-то и научилась бегло говорить по-французски.
Она вернулась в США в 1938 году и поступила в элитный частный колледж для девушек мисс Портер. В поездке на Западное побережье она посетила студию «Warner Bros.». И тут ее увидел режиссер Анатоль Литвак, который был настолько очарован ее красотой, что сказал ей, что она обязательно должна стать актрисой. Студия хотела подписать с ней контракт, но воспротивились ее родители, сказав, что их дочь стоит гораздо дороже предложенной суммы. Когда она отказалась от роли дебютантки 24 сентября 1938 года, ей было 17 лет.
Но вскоре ей наскучила праздная жизнь, и она принимает решение все-таки начать карьеру актрисы. Ее отец сказал на это: «Если Джин хочет быть актрисой, то она должна поступить в академический театр». Естественно, а как же иначе? Для его дочери все должно быть только лучшее. Так Джин прошла прослушивание в Американской Академии Драматического Театра в Нью-Йорке и была принята. Вот несколько блистательных имен того времени, которые обучались там: Кэтрин Хепберн, Спенсер Трэйси, Грейс Келли, Лорен Бэколл.
Ее первое выступление на Бродвее состояло в том, что она тащила ведро воды через сцену в одном из спектаклей... и сразу же последовало восторженное заявление одного из критиков: «Мисс Тирни, безусловно, самая красивая разносчица воды, которую я когда-либо встречал!»
В то же время она уже была дублершей в спектакле «The Primrose Path» (1938). В следующем году Джин появилась на Бродвее в спектакле «Развлечения г-жи О'Брайен» в роли Молли О'Дэй и получила высокую оценку критика Брукса Аткинсона в «Нью-Йорк Таймс»: «Игра мисс Тирни является освежающей и обезоруживающей».
В том же году Джин сыграла роль Пеги Карр в «Двух кольцах» (1939) и опять последовал благоприятный отзыв. Театральный критик Ричард Уоттс писал: «Я не вижу причины, почему мисс Тирни не будет иметь блестящей театральной карьеры, если только кино не похитит ее у нас немедленно».
В тоже время Джин работала в качестве фотомодели в период между спектаклями. Ее фото появились на обложках журналов «Life» , «Harper's Bazaar» и «Collier's Weekly».
К тому времени ее отец создал корпорацию «Belle-Tier», чтобы финансировать и продвигать ее карьеру (в конечном итоге он украл все ее деньги, покрывая собственные убытки), а студия «Columbia» в 1939 году подписали с ней 6-ти месячный контракт.
Она также встретилась с Ховардом Хьюзом, который безуспешно пытался соблазнить ее, но она была из обеспеченной семьи, хорошо воспитана и не была впечатлена его богатством. Видимо это обескуражило и подкупило строптивого миллиардера, и он стал ее другом на всю оставшуюся жизнь.
Для съемок оператор посоветовал ей немного похудеть, сказав, что «более тонкое лицо является более соблазнительным». В дальнейшем она даже написала для журнала «Harper's Bazaar» рецепт диеты для похудения, которой она строго следовала ближайшие 20 лет. Студия не нашла достойной для нее роли и она возвращается на Бродвей. Там она играет роль Патрисии Стэнли в имеющий коммерческий успех пьесе «The Male Animal» (1940). На Бродвее она играет до своего двадцатилетия.
Голливуд призывает ее еще раз. Тирни была предложена роль МГМ «Национальный бархат» (эту роль потом сыграла Элизабет Тэйлор), но, когда производство было отложено, Джин подписала контракт со студией «20 век Фокс». Ее кинодебют состоялся в роли Элеанор Стоун, где партнером был Хенри Фонда в фильме Фрица Ланга «Возвращение Фрэнка Джеймса» (The Return of Frank James, 1940). Вот так и сразу. К слову сказать, это был самый успешный фильм студии Фокс в 1940 году.
Дальше она снялась в небольшой роли с Полом Муни в фильме «Гудзонов залив» (Hudson's Bay, 1941).
В 1940 году Тирни узнала, что у ее отца уже несколько лет роман с лучшей подругой матери. К тому же выяснилось, что Ховард Тирни, державший под контролем все финансовые дела дочери, пользовался ее деньгами, чтобы спасти собственный бизнес. Джин была не просто разочарована - убита. Рухнули все ее тщательно взлелеянные представления о Справедливости Мироздания. Но жизнь продолжалась.
1941 год был напряженным для актрисы, поскольку она снялась сразу в 5 фильмах. В драме Джона Форда «Табачная дорога» (Tobacco Road), «Звезда Белл» (Belle Starr), «Закат» (Sundown) и «Жестокий Шанхай» (The Shanghai Gesturе).
1942 тоже принес ей 4 роли.
После съемок в классической комедии у Эрнста Любича «Небеса могут подождать» (Heaven Can Wait, 1943), ее популярность только возросла.
В 1944 году она снимается в самой известной своей роли Лауры Хант в фильме Отто Преминджера «Лаура». Американский институт киноискусства назвал его под № 7 в Лучшие фильмы за 100 лет, а в (2008), они назвали его четвертым лучшим фильмом жанра нуар.
В 1945 году после роли Тины Томасино в «A Bell for Adano», она сыграла роль ревнивой, любующейся собой, фатальной женщины в фильме «Отправьте ее в небеса» (Leave Her to Heaven, 1945), снятой по одноименному бестселлеру. За эту роль она получила премию Оскар, как лучшая актриса. Тирни считала это лучшей своей ролью, которую она когда-нибудь исполняла, и это было также и ее любимый фильмом.
В этом же году она сыграла с Тайроном Пауэром в экранизации Сомерсета Моэма «На краю лезвия» (The Razor's Edge). В 1947 году Джин играет с Рексом Харрисом в фильме «Призрак и миссис Мьюр» (The Ghost and Mrs. Muir).
Далее она снялась в паре фильмов нуар, один из них вместе с Ричардом Конте и Хосе Феррером («Whirlpool», 1949), а второй при участии Ричарда Уидмарка и Отто Премингера «Ночь и город» (1950).
В 1951 году она была прикреплена к кинокомпании Парамаунт и снялась в общей сложности в 4-х фильмах, в том числе и один фильм с Рэем Миландом на студии Уорнер. Позднее в своей карьере она еще раз будет сниматься с ним в 1969 году.
После фильма «Way of The Gaucho» (1952) ее контракт с 20-й век Фокс истек. Она снимается на МГМ со Спенсером Трэйси в «Приключениях в Плимуте» (Plymouth Adventure, 1952), с ним у нее был скоротечный роман. За этим последовала роль с Кларком Гейблом в «Не отпускай меня» (Never Let Me Go, 1953), где она сыграла русскую балерину. Фильм был снят в Англии, Джин нашла Гейбла деликатным и уязвимым и все еще оплакивающим смерть своей жены Кэрол Ломбард. Она осталась в Европе сниматься в фильме «Personal Affair», который был снят в том же 1953 году.
Когда Тирни находилась в Европе, у нее завязался роман с принцем Али Кханом, они хотели пожениться, но их планы встретили ожесточенное сопротивление со стороны отца, Ага Кхана. Она вернулась в США и снялась в 1954 году в 2-х фильмах, один из них с Джинджер Роджерс в фильме «Черная вдова» (Black Widow).
В течение 1953 года у Джин Тирни начинаются проблемы со здоровьем психического характера, которые все сложнее было утаить. Она, например, бросила съемки «Могамбо» и была заменена на Грейс Келли. Хотя в «Левой руке бога» (The Left Hand of God, 1955), в котором она играет с партнером Хамфри Богартом, длинная вереница срывов и неудач, наконец, одержали над ней верх. Она сама заявила: «Боги (так называли Боггарта) мог бы сказать, что я была психологически нестабильной». Пока шли съемки, он помогал ей и убеждал ее обратиться за помощью. Пневмония и развод ухудшили психическое здоровье Джин. Она стала «сдавать» на глазах: на съемках забывала текст, уходила в себя, то и дело не узнавала родных и друзей. Однако болезнь, разрушавшая душу Джин, щадила ее прекрасное лицо - даже будучи «не в себе», актриса по-прежнему была сказочно хороша и для многих желанна.
Беспокоясь о своем психическом здоровье и по настоянию родных и близких, она обратилась за консультацией к психиатру, а затем отправилась в «Институт жизни» в Харфорде, штат Коннектикут. После приблизительно 27-30 процедур шоковой терапии (процедур с электрошоком), она попыталась бежать, но была поймана и водворена на место. В дальнейшем она открыто выступала против лечения шоком, утверждая, что этим лечением была разрушена значительная часть ее памяти.
В 1957 году 20-й век Фокс предложил ей сняться в главной роли в картине «Holiday for Lovers», но стресс был настолько велик, что она отказалась от съемок, а дальше... сосед вызвал полицию, когда она попыталась прыгнуть с окна 13 этажа. Ее направили на принудительное лечение в клинику Меннинджер в Топике, штата Канзас с 25 декабря. Через год ее выпустили, после лечения, которое на своей заключительной стадии включало работу в крупном универсальном магазине в качестве продавщицы (там она была узнана клиентами, о чем сенсационно раструбили газеты).
Вернулась на экран Джин Тирни в 1962 году, снявшись вместе с Франчо Тоне в фильме «Совет и согласие» (Advaise). Год спустя она играет в «Игрушки на чердаке» (Toys in the Attic). Далее последовали еще 4 фильма, а затем она ушла на пенсию.
Джин Тирни была 2 раза замужем. Первый брак у нее был с модельером Олегом Кассини (с 11 июля 1941 года). У них родились две дочери: Антуанетта Дарья Кассини, родившаяся 15 октября 1943 года и Кристина Кассини, родившаяся 19 ноября 1948 года. Отцовская любимица, она отвергла двух поклонников только потому, что они не внушили доверия ее отцу (которому она в то время еще слепо доверяла). После предательства отца, который имел другую женщину и к тому же растратил ее деньги, Джин не только навсегда рассорилась с отцом, но и предложила своему очередному отвергнутому родней жениху - Олегу Кассини - бежать в Лас-Вегас и пожениться там. Скоропалительное замужество «голливудской принцессы» не понравилось, однако на киностудии «ХХ век Фокс». Джин продолжали снимать, а вот Олег Кассини, модельер и художник по костюмам, потерял работу. В 1942 году он добровольцем ушел на фронт, а Джин иногда появлялась в студийной столовой, куда приглашали женщин-военных, здоровалась с поклонницами за руку, раздавала автографы. Но после одного из таких «походов» Джин, в то время беременная, с ужасом обнаружила, что больна корью, что в дальнейшем обернулось огромной трагедией.
Дочь Дарья родилась преждевременно в Вашингтоне, весом всего лишь в 1417 грамм (3фунта 2 унции), требующая еще и общего переливания крови. Из-за перенесенной матерью болезни ребенок родился глухой, частично слепой из-за катаракты и с очень серьезным отставанием в умственном развитии. Подобное горе привело Тирни к нервному срыву, тяжелейшей депрессии и, возможно, в дальнейшем к психическому расстройству.
Джин боролась за дочь полтора года, но надежды не было: девочка могла выжить только в специализированной клинике. А еще через год на вечеринке актриса случайно узнала, что причиной несчастья стала ее слава. Одна из поклонниц поделилась с Джин: «Когда я была морским офицером, у нас случилась эпидемия кори. Но, узнав, что вы будете в столовой, я пришла, чтобы пожать вашу руку. Кстати, вы тогда случайно не заразились корью?»
В своей биографии, связанной с Тирни, женщина вспоминала, что после рассказанного ей, Джин просто пристально на нее посмотрела, развернулась и ушла. Дальше Тирни напишет: «После этого рассказа, меня больше не волнует, буду ли я когда-нибудь чьей-то любимой актрисой или нет». После этого Тирни - и без того не очень общительная - замкнулась в себе, переживая трагедию и виня себя в случившемся. Вернувшийся с фронта муж ничем не смог утешить ее. Устав от бесплодных поисков работы и от замкнутости жены Кассини сам стал искать развлечения на стороне: он крутил романы с кем ни попадя. Между супругам росла стена непонимания.
Биографы выдвигают теорию, что Агата Кристи использовала этот трагический момент из реальной жизни в своем творчестве, написав «Зеркало треснуло». Этот инцидент, а так же обстоятельства, при которых информация обрушивается на актрису, является почти документальной историей из жизни Джин Тирни. Правда, в реальности «звезда» не стала мстить женщине, случайно отнявшей у нее счастье.
В течение этого времени Ховард Хьюз, старый и верный друг Джин, следил за тем, чтобы Джин получала лучшее медицинское обслуживание и оплачивал все медицинские расходы. Тирни никогда не забывала этого акта доброты.
Во время семейного разлада у Тирни было два романа. Первый из них с Тайроном Пауэром во время их совместных съемок в фильме «На краю лезвия» (конец весны 1946 года). Во время съемок «Dragonwyck» она познакомилась с молодым Джоном Ф. Кеннеди, который посетил съемочную площадку. Роман их закончился на следующий год, когда Кеннеди сообщил ей, что он не сможет жениться на ней из-за своих политических амбиций. Их роман длился почти год, и Джин верила, что это навсегда и наконец-то она встретила настоящее чувство. Однако клан Кеннеди был против брака Джона с актрисой - в дальнейшем это могло бы повредить его карьере. Будущий президент внял совету родных и в 1947 году расстался с Джин. Это стало очередным ударом для Джин.
После разрыва с Кеннеди Тирни помирилась с Олегом Кассини - у них даже родилась еще одна дочь Кристина. Но брак невозможно было сохранить. Невзгоды отразились на рассудке Джин, а у Кассини не было никакого желания опекать свою жену, пусть даже и кинозвезду, но все-таки больную. В 1952 году, когда актриса, будучи на съемках в Аргентине, слегла с тяжелой пневмонией, муж отказался приехать к ней - и тем самым поставил крест на их браке. 28 февраля, придя к соглашению с Кассини, они развелись.
В 1960 году Тирни отправила поздравления Кеннеди по случаю победы и избрания его президентом, хотя позднее она признала, что голосовала она все-таки за Ричарда Никсона: «Я думаю, что он (Никсон - прим.) будет все-таки лучшим президентом».
В 1958 году Джин познакомилась с техасским нефтяным бароном В. Ховардом Ли, который был женат на Хэди Ламарр (1953-1960).
Тирни и Ли поженились в Аспене 11 июля 1960 года и жили в Хьюстоне. Джин любила жизнь в Техасе с Ли и стала экспертом игры в бридж. Ховард был на двадцать лет старше ее и внешне мало походил на мечту ее юности. Но именно он сумел сделать Джин счастливой. «Ховард очень любил маму, - вспоминала Кристина. - Он буквально понимал слова из брачной клятвы «в богатстве и в бедности, в болезни и здравии, и пока смерть не разлучит нас...»
Выйдя за него замуж, Тирни окончательно выздоровела и даже вернулась в кино - такой же красивой, как и была. После одного из успешных фильмов с ее участием, Джон Кеннеди - уже будучи президентом - пригласил съемочную группу к себе на обед. На банкете, посадив актрису рядом с собой, Джон шепотом спросил ее о жизни. На что Джин громко и весело ответила: «Замечательно! У меня есть муж, который любит меня, и ему все равно - сумасшедшая я или нет».
В 1962 году 20 век Фокс пригласил ее на съемки «Return to Peyton Place», она уже приступила к съемкам. Но, узнав о своей беременности, бросила проект. К сожалению, позже у нее случился выкидыш.
Ее автобиография «Автопортрет», в которой она откровенно рассказала о своей жизни, карьере, психическом заболевании, была опубликована в 1979 году.
В 1981 году 17 февраля она становится вдовой, после того как умирает после продолжительной болезни ее муж. Смерть Ховарда Ли в 1981 году стала последней большой трагедией в жизни актрисы. Она прожила еще десять лет, но так никогда и не оправилась от утраты. «Мама была опустошена, - вспоминала Кристина. - Она опять замкнулась в себе и стала много курить. Для нее существование без Ховарда было «жизнью после смерти». Она хотела уйти к нему».
Через 10 лет Тирни «уходит к нему», незадолго до своего 71 года рождения, в Хьюстоне, штат Техас.
Она начала курить, чтобы сделать свой голос ниже, после выхода ее первого фильма: «Я не хотела, чтобы мой голос был похож на писк разгневанной мыши» - скажет она. Джин была заядлым курильщиком, что тоже, возможно, способствовало ее смерти.
Похоронена она рядом со вторым мужем на кладбище Гленвуд.
Джин Тирни умерла 6 ноября 1991 года от рака легких. «Мне до сих пор странно, что в памяти людей мама осталась актрисой, - заметила как-то ее дочь. - Сама она мечтала не об этом. Она хотела только любви и семейного счастья».
Джин Тирни имеет звезду на Голливудской аллее Славы.
|