"Любая девушка может быть обворожительной. Все что нужно – это стоять смирно и выглядеть глупенькой."
Эти слова принадлежат Хеди Ламарр голливудской звезде сороковых годов, заслужившей негласный титул "самой красивой девушки в мире". Она получила мировое признание после того, как снялась в таких картинах как «Дама тропиков», «Белый груз». Кинозрителям в бывшем Советском Союзе актриса известна по фильму «Самсон и Далила».
Принято считать, что красота и ум – понятия несовместимые. В этой связи трудно поверить, что в годы Второй мировой войны эта блистательная красавица изобрела сигнальное устройство, с помощью которого обеспечивалась секретность военной связи. Без ее изобретения – технологии "прыгающих частот" – не летали бы сейчас военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM. А вообще судьба ее удивительна: вся жизнь Хеди Ламарр полна невероятных событий, легенд и скандалов.
Будущая знаменитая киноактриса появилась на свет в столице Австрии в 1915 году в семье банкира, и звали ее тогда Хедвиг Ева Мария Кислер. Там же, в Вене, она ходила в театральную школу и рано начала сниматься в кино. Скандальную известность принесла ей чехословацкая кинолента "Экстаз", один из немногих тогда художественных фильмов с откровенными эротическими сценами. Первая в истории художественного полнометражного кино десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере, возможно, вполне невинна по современным меркам, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и была выпущена в прокат через несколько лет с купюрами цензуры.
После съемок "Экстаза" Ева Мария Кислер вышла замуж за фабриканта – производителя оружия, австрийского миллионера Фрица Мандла. Одно из крупнейших состояний в Европе Мандл нажил, продавая в нарушение Версальского Договора новейшие системы вооружений Германии и Венгрии. Новоиспеченный муж оказался невероятно ревнивым и попытался скупить все копии скандального кинофильма, чем только подогрел к нему общественный интерес. Жизнь Евы в Зальцбургском замке в окружении многочисленных слуг, среди шикарных драгоценностей и модных нарядов со стороны могла показаться безоблачной. На самом деле, прославившаяся актриса стала очередным выгодным приобретением Мандла наряду с породистыми лошадьми и дорогими автомобилями. Супруг не отказывал себе в удовольствии похвастаться красавицей женой не только перед сливками австрийского общества, но и перед своими деловыми партнерами. За неимением других интеллектуальных занятий Хеди присутствовала на производственных совещаниях, внимательно слушала и вникала в сложнейшие технические вопросы. "С детства мне все вокруг было интересно", – писала она в воспоминаниях. Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, поэтому для торпед было предложено использовать радио. Австрийские специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи. А природного ума молодой женщины, не имевшей специального образования, как выяснилось позже, хватило на то, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и, в конце концов, предложить простое до гениальности решение.
После четырех лет неудачного замужества, подсыпав снотворного горничной, фрау Мандл совершила хрестоматийный побег из замка, принадлежащего супругу. Дело обошлось без веревочной лестницы – переодевшись в униформу упомянутой горничной, Ева просто вышла через служебный ход. Вращаясь в окружении мужа, она, вероятно, лучше других представляла масштабы фашистской угрозы и не рискнула остаться в Европе. На пароходе "Нормандия" она храбро отправилась в путешествие из Лондона в Нью-Йорк.
Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют был настолько громким, что забыть его кинематографистам было бы трудно. Чтобы своим именем не вызывать ассоциаций с эротическими сценами у пуританской публики США, Ева взяла псевдоним, и Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр, которая сразу же подписала выгоднейший контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером. За свою кинокарьеру в Голливуде актриса с успехом сыграла во многих популярных фильмах, таких, например, как "Опасный эксперимент" и эпическая лента Сесиля де Милля "Самсон и Далила" В общей сложности Хеди Ламарр заработала на киносъемках 30 млн. амер. долларов. Личная ее жизнь также была бурной, во всяком случае замуж она выходила шесть раз.
Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Реакцию Совета угадать нетрудно: ей с улыбкой порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа. Она действительно собрала 7 млн. – каждый купивший облигаций на 25 тыс. получал поцелуй красавицы, и таких было немало!
Недюжинный интеллект Хеди Ламарр оставался невостребованным до встречи с Джорджем Антейлем, американским композитором-авангардистом. Наиболее известное его произведение – "Механический балет" для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. Мало кто воспринимал его как серьезного композитора – в Голливуде он писал музыку к кинофильмам и подрабатывал обозревателем в бульварном журнале "Эсквайр". Кстати, в 1936 году он написал книгу, с поразительной точностью предсказав Вторую мировую войну. А вот следующая его книга называлась "Каждый сам себе детектив. Курс эндокринологии". Когда и как композитор стал экспертом по данному вопросу, осталось загадкой даже для ближайших родственников.
Итак, Джордж Антейл не имел прямого отношения к высоким технологиям, но, безусловно, был изобретателем в области искусства. Летом 1940 года Хеди Ламарр встретила его на вечеринке. Рассказывают, что звезда читала его статьи в "Эсквайре" и подошла к нему поговорить о возможности изменить пропорции своей фигуры. Так или иначе, разговор быстро сместился на интересовавшую их обоих тему: как помочь стране в войне с фашистами. Не совсем чуждый техники (вспомните пропеллеры) композитор был первым человеком, внимательно выслушавшим Ламарр. Они договорились о встрече, и вскоре идея перескока частоты (frequency hopping) получила техническое решение. При полном отсутствии микроэлектроники единственным доступным программируемым устройством было механическое пианино! Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды
Система могла использовать набор из 88 радиочастот – число клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена лично председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу. Он, глава исследовательского отдела "Дженерал Моторс", изобретший современную систему зажигания, безопасное стекло и еще многое другое, отобрал ее из сотен тысяч предложений. Изобретение было доработано под его руководством, и в августе 1942 года патент США Ь2.292.387 на "Систему секретных сообщений" был наконец получен. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
К сожалению, руководство Военно-морских сил США скептически восприняло патент. Он был засекречен и на долгие годы положен под сукно. Концепция перескока частоты опередила свое время и была востребована только с развитием электроники после войны, когда в 1957 году инженеры фирмы "Сильвания" стали экспериментировать с идеей "Системы секретных сообщений" и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин "широкополосный сигнал". Идея оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали ШПС-радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи "Милстар" – части программы "звездных войн". В середине восьмидесятых Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения. Наиболее известным примером на сегодняшний день является стандарт радиотелефонной связи CDMA.
Джордж Антейл скончался в 1959 году, так и не узнав о судьбе изобретения. После еще пяти неудачных браков Хеди Ламарр потеряла все свое состояние и вынуждена была провести остаток дней в доме престарелых во Флориде. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Только в 1997 году Тнаграда нашла своего герояТ, но пожилая женщина отказалась присутствовать на церемонии и не пожелала принять журналистов: "Не думайте, что я плохо выгляжу, просто не хочу никого видеть." Награду фонда Electronic Frontier получил ее единственный сын Энтони Лоудери, который, по иронии судьбы, владеет магазином радиотелефонов в Лос-Анджелесе, где половина продаваемых аппаратов использует технологию его матери.
В марте 1998 года 83-летняя Хеди Ламарр подала судебный иск против компьютерной корпорации Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw8. Она оценила нанесенный ей ущерб ни много ни мало в 15 млн. долларов. Адвокаты же Corel доказывали, что изображение актрисы представляет собой "цифровое подобие", а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому Corel получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр – "кругленькую" сумму. Последний год жизни Хеди Ламарр также ознаменовался скандалом: она подала иск на 12 млн. долларов против винной компании «Галло», которая использовала в телерекламе своего продукта экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь и не создали у зрителей ложного впечатления о ней как о человеке.
19 января 2000 года в возрасте 86 лет Хеди Ламарр скончалась в доме престарелых.
|