Мария Магдалена фон Лош родилась 27 декабря 1901 г. Ее отцом был прусский офицер (по другой версии - офицер полиции), а мать происходила из богатого купеческого рода.
Девица фон Лош получила прекрасное музыкальное образование и готовилась стать виолончелисткой-виртуозом. Однако болезнь кисти левой руки перечеркнула ее планы.
Чтобы понять дальнейший жизненный путь героини нашего повествования, нужно иметь в виду следующее. Мария Магдалена фон Лош принадлежала к первому из "потерянных" поколений XX в., которые так ярко описал Эрих Мария Ремарк. Для Германии окончание Первой мировой войны сопровождалось не только национальным унижением, репарациями и глубоким экономическим кризисом, но и крушением общественных устоев. Не питая иллюзий по поводу своего будущего, молодые немцы либо прожигали жизнь, либо шагали к намеченной цели с широко расставленными локтями, либо успевали заниматься и тем, и другим. Такая обстановка повлияла на судьбу, характер, карьеру и сценический облик нашей героини. Она принадлежала к тем, кто упорно добивался положения в обществе, не забывая при этом наслаждаться прелестями жизни…
В 19 лет Мария Магдалена берет псевдоним Марлен Дитрих (его первая часть склеена из имен МАРИЯ и МАГДАЛЕНА) и зарабатывает на жизнь, снимаясь в рекламе женского белья. Кроме того, она выступает в ревю "Девушка Тильшера" и снимается в кинокартинах, не приносящих ей, однако, ни славы, ни богатства. Первые 18 фильмов с участием Марлен Дитрих (большинство из них было наскоро снято в провинциальных студиях) успешно провалились.
Карьера нашей героини резко пошла в гору после знакомства с кинорежиссером Джозефом фон Штернбергом. В 1930 г. Марлен Дитрих снимается в его картине "Голубой ангел", принесшей актрисе и режиссеру международную известность. После этого творческий тандем перебирается из Германии в Голливуд, где снимает несколько культовых фильмов, особое место среди них занимает картина "Марокко". Это был первый фильм, в котором Марлен Дитрих - исполнительница главной роли - снялась в мужском костюме и, как бы это сказать, флиртовала в таком виде с традиционно одетыми женщинами. Это был первый фильм, авторы которого затронули щекотливую тему "нетрадиционной любви". В нем впервые было во всеуслышание заявлено, что в недрах так называемых низов вызревает НЕЧТО, способное перевернуть весь мир вверх тормашками.
После "Марокко" Марлен Дитрих на всю жизнь попадает под неотступный прицел желтой прессы. Публику интересовали не столько талант и внешность кинозвезды (все это можно было видеть на экране), сколько ее любовные похождения. Молва приписывает Марлен Дитрих близкие отношения со многими выдающимися мужчинами и женщинами. Среди ее "любовников" числятся Эрих Мария Ремарк, Жан Габен, Эрнест Хемингуэй, Ингмар Бергман, Альфред Хичкок, Гарри Купер, Морис Шевалье. Среди "любовниц" - Габриэль Сидони Колетт (известная французская писательница начала XX в., мим-актриса, превратившая стриптиз в искусство), Эдит Пиаф, знаменитая голливудская сценаристка Мерседес ди Акоста и Клэр Уолдофф, партнерша Марлен по голливудским фильмам. Не касаясь взаимоотношений Дитрих и Уолдофф, заметим, что именно Клэр помогла немке обрести вторую сценическую профессию, научив неподражаемую Марлен петь.
Маленькая немка в большой политике
После прихода фашистов к власти в судьбе Марлен Дитрих произошел еще один крутой поворот. Руководство Третьего Рейха делало все возможное, чтобы вернуть "великую маленькую немку" на родину. Но Марлен не поддавалась: она возненавидела нацизм всей душой. Возненавидела настолько, что навсегда порвала со своей сестрой, ее мужем и племянником, ЗАПОДОЗРИВ их в сочувствии к нацистам.
Гитлеровская властная верхушка прощала Марлен Дитрих все: невозвращение на родину, разрыв с оставшейся в Германии семьей, отказ от предложения министра пропаганды Йозефа Геббельса стать "королевой немецкого кино" (1937), принятие американского гражданства (1939). Ей простили даже антифашистскую деятельность: Марлен Дитрих не только выступала во время войны перед солдатами антигитлеровской коалиции, но и стояла у истоков антифашистского радиовещания на Германию. За активное участие в борьбе с нацизмом Марлен была удостоена звания Рыцаря французского Почетного легиона и награждена американской "Медалью за свободу". И тем не менее…
И тем не менее во время войны голос Марлен Дитрих звучал по обе стороны линии фронта. Песни из ее репертуара, и в первую очередь "Лили Марлен", пели солдаты вермахта и сил антигитлеровской коалиции (англичане и американцы до 1944 г. пели Lili Marlen в оригинале, на немецком языке). Песни Марлен Дитрих транслировались радиостанциями Великобритании, Германии, СССР и США.
Что же на самом деле кроется за невиданной для нацистов лояльностью? Существует две версии. "Желтая" утверждает, что Гитлер был безумно влюблен в Марлен Дитрих и поэтому прощал ей все. Более парадоксально, но более правдоподобно выглядит "солдатская" версия. Работая на антифашистском радио, Марлен не позволяла себе сарказма по отношению к немецким солдатам и офицерам. Дошло до того, что Марлен Дитрих отказалась записывать пародийную антигитлеровскую версию "Лили Марлен" в студии Би-Би-Си. Ее место заняла другая немецкая кинозвезда, Люси Манхейм (1943). Те, кто воевал под фашистскими знаменами, оценили этот факт по достоинству. Верхушка Третьего Рейха не рискнула отбирать у своих солдат любимую песню. И опальную, но любимую певицу - Марлен Дитрих.
Марлен и мода
Возможностью свободно носить брючные костюмы современные женщины обязаны Марлен Дитрих! Именно она после съемок в скандальном "Марокко" стала выходить в свет в таком "вызывающем" виде. Но после того как созданием туалетов для Марлен Дитрих занялись Irene и Jean Louis (США), Chanel, Elsa Schiaparelli и Dior (Франция), страсти поутихли, а брючные костюмы стали нормой даже в аристократических салонах.
Марлен Дитрих оказала большое влияние и на сценическую моду. Она первой появилась на публике в шортах, высоких сапогах и белом цилиндре. Она же придумала "раздевающее" платье, в котором тщательно подобранные вставки, блестки и стразы создавали эффект обнаженного тела на звездном небе (позднее этим приемом часто пользовалась Мэрилин Монро - вспомните Душечку в фильме "В джазе только девушки". Наконец, Марлен Дитрих первой вывела на экран образ гиперсексуальной феминистки с манерами, восторгавшими мужчин и женщин.
Подтяжка лица - тоже изобретение нашей героини. Еще до того, как подобные операции стали выполнять пластические хирурги, Марлен Дитрих "подтягивала" свое лицо самостоятельно, при помощи медицинского лейкопластыря. Ее умение шикарно выглядеть в гриме стало легендой в артистических кругах. |